Этнорум

​улица Коркмасова, 95/1​1 этаж Тел.: +7‒988‒423‒62‒03 - На карте
Описание

Ювелирное искусство Дагестана всегда отличалось самобытностью и высокими художественными достоинствами. Работу народных мастеров Страны гор европейские путешественники нередко сравнивали с произведениями немецких и итальянских ювелиров средневековья, мастеров Оружейной палаты Московского Кремля XVII в. Недаром произведения, созданные дагестанскими златокузнецами, хранятся во многих музеях нашей страны и за рубежом. Многие ювелирные украшения, являясь неотъемлемой частью традиционного женского костюма, своими корнями уходят в глубокую древность и имеют в Дагестане не столько декоративное значение, сколь охранное, даже – магическое. Именно в изделиях из серебра, бытующих как в повседневной, так и в праздничной жизни народа, с их богатством форм наиболее полно раскрываются художественные функции народного искусства, его глубокая духовная сущность. Наиболее ранние образцы дошедших до нас украшений (свадебные браслеты, кольца, подвески) датируются XVII – XVIII в, большая же часть изделий представляет конец XIX — начало XX веков. В целом дагестанское ювелирное искусство — явление крайне пестрое и разнообразное. Это обусловлено этнической дробностью Дагестана, а следовательно, разнообразием традиционного женского костюма и наличием множества центров изготовления ювелирных изделий, что породило большое количество художественных школ. Дагестанские мастера использовали практически все ювелирные техники, причем большинство из них имеют местное и очень древнее происхождение (литье, штамп, ковка, зернь, гравировка). Другие техники (насечка, чернение) появились позднее, а некоторые (эмаль, филигрань) пришли из России лишь в конце 19в. Нередко украшения декорировались драгоценными и полудрагоценными камнями (альмандинами, бирюзой, сердоликом, кораллами, гелиотропом). По способу ношения все украшения можно разделить на съемные (кубачинцы, лезгины, кумыки) и нашивные (аварцы, лакцы, даргинцы), что связано с особенностями национального костюма, формировавшегося в течение веков и отражающего духовные и эстетические воззрения народа. Замкнутая жизнь горской женщины обусловила традиционность и устойчивость женского костюма вообще и украшений в частности. Эпохой бронзы датируются многочисленные женские украшения (головные булавки, бляхи, подвески, пряжки, витые браслеты), найденные археологами по всему Дагестану и которые с поразительной устойчивостью, хотя и несколько модифицированные, сохранились в традиционном женском костюме вплоть до начала XX в. В глубокую древность уходит и сама традиция нашивать серебряные украшения на свадебное платье невесты, они имеют охранное значение и связаны с широко распространенным на Кавказе культом металла. Особое магическое значение придавалось серебру и даже простому железу, но не золоту, которое, по поверьям, могло повредить родам. Готовить же пищу, месить тесто надо было, обязательно имея на руке металлическое кольцо. Уже в средневековом Дагестане существовало несколько крупных центров металлообработки, специализирующихся в основном на изготовлении художественного оружия и медной бытовой утвари (Кубачи, Гоцатль, Кази-Кумух). Здесь же изготовляли и женские украшения. Однако во многих других селениях имел два-три мастера, занимавшихся ювелирным делом в свободное от полевых работ время, которые выполняли заказы женщин своего и близлежащих сел. В ювелирном искусстве аварцев, живущих территориально наиболее изолированно и последними принявших ислам, больше сохранилось архаических черт, преобладание в орнаментике солярных знаков, охранных символов, стилизованных изображений коней, птиц, рук, что вместе с наиболее распространенными техниками гравировки и черни придавало украшениям особую строгость и монументальность. Иногда в браслетах, кольцах использовались вставки из натуральных камней (сердолик, кораллы) и цветное стекло. Аварские украшения великолепно смотрелись на простом цельнокроеном платье-рубахе, подол, швы и рукава которого обшивались рядами монет и подвесок и играли не столько декоративную, сколь защитную роль. Ругуджинская невеста надевала на себя в день свадьбы около шести килограммов серебра. Подвижный слой металла скрывал фигуру девушки, придавал ей особую монументальность и величественность. Главная функция серебряных украшений здесь — защитить, скрыть от сглаза, злых духов. Эта традиция прослеживается в женском костюме и других горских народов, в частности, у лакцев, даргинцев. Даргинские украшения отличаются особой массивностью. Это толстые, сложного плетения, почти негнущиеся налобные цепи, тяжелые крученые браслеты, по форме идентичные бронзовым браслетам, обнаруженным археологами на территории нагорного Дагестана, амулетницы, пришиваемые к платью иногда по несколько штук. Ювелирные же украшения женщин Южного Дагестана (лезгинок, табасаранок, агулок, закатальских аварок) отличаются декоративной насыщенностью, обилием цветных вставок, причем чаще использовались не натуральные камни, а граненое стекло и паста. В украшениях южных дагестанок использовалось также множество монет, подвесок, мелких деталей, часто связанных с символикой ислама (шатры, "огурцы", полумесяцы, звезды), что свидетельствует о явном влиянии соседних регионов, в частности, мусульманского искусства стран Переднего Востока и Азербайджана. Очень отличаются от украшений других горянок традиционные украшения кубачинок — свадебные браслеты и кольца, нагрудные украшения "тавка", амулетницы, платочные цепи, отмеченные самобытностью и высокой ювелирной техникой. На них мы никогда не встретим растительного черневого орнамента. Это крупные, усыпанные альмандинами и бирюзой, а также натуральной зернью изделия, отличающиеся особой массивностью, скульптурностью, богатой пластикой. Свадебные браслеты одевались один раз в жизни и переходили от матери к дочери. Кроме того, кубачинцы выполняли на заказ множество украшений для аварок, даргинок, кумычек и даже ногаек, используя технику гравировки, черни, филиграни, эмали, нехарактерные для их собственной традиции. Кумыкский женский костюм и украшения к нему во многом схожи с одеждой северокавказских народов — черкесов, кабардинцев, осетин. Кумычки носили "къабалай" — отрезное в талии платье с широкой юбкой, двойными рукавами и глубоким вырезом на груди, в который пришивался бархатный нагрудник с серебряными пряжками, украшенными филигранью, эмалью, позолотой, насечкой и другими ювелирными приемами. Носился такой наряд с узким позолоченным поясом филигранной работы, подчеркивая стройность и изящество фигуры. Во многом отличаются от других дагестанских народов костюм и ювелирные украшения ногайских женщин, ведущих до начала XX в. кочевой образ жизни, что во многом определило их хозяйственно-бытовой уклад и особенности мировоззрения. В их обычаях и культуре много сходного с народами Средней Азии (казахами, туркменами, каракалпаками), что свидетельствует об их общем этногенетическом корне. В отличие от ювелирных изделий горских народов, на ногайских украшениях меньше черневого декора и больше свободного поля; они не перенасыщены орнаментально, но в этом аскетизме есть особая изысканность, подчеркиваемая крупными вставками из сердолика. У ногайцев существуют украшения, не встречающиеся у других дагестанских народов. Это украшения для кос (горские женщины прятали волосы под специальный головной убор — чохто) и носовые серьги. В конце 19 в., после присоединения Дагестана к России и вовлечения его в круг капиталистических отношений, начинается массовый отход дагестанских мастеров в города и селения Закавказья, Северного Кавказа, Юга России. На ассортимент, форму и декор выпускаемой ими ювелирной продукции начинает влиять механизм моды. Наиболее популярным видом украшений в это время становятся серебряные филигранные пояса и пряжки т.н. северокавказского типа, а также нагрудные филигранные пряжки для кабалая — унифицированного кавказского типа платья. О современном ювелирном искусстве в Стране гор мы беседуем с заместителем председателя Комитета по народным художественным промыслам Республики Дагестан Гамзатом Газимагомедовым. — Гамзат Газимагомедович, как известно, в двадцатом веке ювелирное искусство Дагестана пережило немало испытаний. Были и падения, и взлеты, обусловленные многими факторами экономического и социального развития страны в первую очередь. К чему мы пришли к началу нового тысячелетия и как будет развиваться эта отрасль в новом Дагестане? — Действительно, наши ювелиры прошли через серьезные испытания. Через единоличие, когда в разных аулах было по одному – два мастера, к артелям, затем художественным комбинатом уже в 50-х – 60-х годах. Потом – вновь определенного рода застой вплоть до конца века, резкий спад производства. Одно время мы думали, что потеряли ювелирное дело навсегда. И вновь это удел только одиночек. Серьезные изменения в социально-экономической сфере в стране вызвали необходимость по-новому взглянуть на будущее ювелирного производства. Большого труда стоило сохранить его в современных условиях, что было совсем непросто. Теперь разработана и начала реализовываться Республиканская целевая программа развития народных художественных промыслов на 2011-2016 годы, где значительное место уделено сохранению и дальнейшему развитию ювелирного производства. Сегодня в Дагестане есть два ювелирно-художественных комбината – в Кубачи и Гоцатле, успешно действуют более 40 частных предприятий, причем их число выросло за последние 5 лет в 2-3 раза. В ювелирной отрасли в 2012 году переработано свыше 14600 килограммов серебра, произведено продукции разного рода на сумму свыше 769 миллионов рублей. Следовательно, уже сегодня можно с уверенностью сказать , что кризис успешно преодолен. В ювелирных центрах, прежде всего в Кубачи и Гоцатле, трудятся превосходные мастера, уверенно продолжившие традиции родных аулов, одновременно новаторски развивающиеся. В последние годы ярко засверкали имена интереснейших ювелиров – Курбана Алмасова, Абдуллы Шахаева, Гаджимусы Кишева, Саида Акаева, других самобытных авторов. Продолжают плодотворно трудиться опытные Магомед Джамалутдинов, Магомед Гаджимагомедов, Гаджиомар Изабакаров, Магомедрасул и Гимбат Гимбатовы, многие из работ которых отмечены дипломами лауреатов престижнейших государственных премий. Почти все эти ювелиры – продолжатели дела своих прославленных кубачинских и гоцатлинских династий, славу которых начали закладывать их деды, прадеды. В то же время приходится все время держать в поле зрения нарождающееся новое поколение ювелиров. Сегодня их готовят в Дагестанском художественном колледже, в ДГПУ, расширяет свою деятельность недавно созданный нашим Комитетом Центр народных художественных промыслов, при котором будут действовать специализированные мастерские. — В последнее время в Дагестане, особенно в его столице, возникли мощные ювелирные рынки, где торгуют всевозможными золотыми и серебряными изделиями, инкрустациями с драгоценными камнями. Насколько высоко их качество? — Это оценить однозначно не представляется возможным. Большинство этих товаров, на мой взгляд, сомнительного происхождения, без соответствующей апробации или вовсе без проб. Чаще это товары из Турции или Юго-Восточной Азии. Художественная ценность, как правило, невысока. В ювелирном изделии его вес — не основное. Порой достоинства работы — в изяществе, тщательности исполнения, в подлинном мастерстве и оригинальности, во множестве других компонентов, что представляет истинную уникальность, восхищающую нас. Ювелирное дело сопровождает человечество с незапамятных времен, и оно постоянно в развитии, как развивается само человечество. Дагестан справедливо называют заповедником народных художественных промыслов, краем замечательных мастеров. Здесь издавна получили широкое и повсеместное развитие самые различные виды ремесел — художественная обработка металла, резьба по камню и дереву, гончарное производство, ковроделие, обработка кости, узорное вязание и золотошвейное дело. В экономике горного края в прошлом эти виды ремесел играли и ныне продолжают играть очень важную роль. Нигде в нашей стране народные художественные промыслы не приобрели такого большого значения в экономике и духовной жизни народа, не носили столь массового характера, как в горном Дагестане. На всемирных выставках ювелирные работы мастеров Дагестана награждались только золотыми медалями. Ювелирное искусство Дагестана всегда отличалось самобытностью и высокими художественными качествами. Работу народных мастеров европейские путешественники нередко сравнивали с произведениями немецких и итальянских ювелиров . Недаром, произведения, созданные дагестанскими златокузнецами, хранятся во многих музеях нашей страны и за рубежом. В целом дагестанское ювелирное искусство - явление крайне пестрое и разнообразное. Это обусловлено этнической дробностью Дагестана, а следовательно, разнообразием традиционного женского костюма и наличием множества центров изготовления ювелирных изделий, что породило большое количество художественных школ. Кроме того, дагестанские мастера использовали практически все ювелирные техники, причем, большинство из них имеют местное и очень древнее происхождение (литье, штамп, ковка, зернь, гравировка). Другие техники (насечка, чернение) появились позднее. Нередко украшения декорировались драгоценными и полудрагоценными камнями (альмандинами, бирюзой, сердоликом, кораллами, гелиотропом), а также вставками из стекла и пасты. Поражает разнообразие типов и форм женских украшений, которые можно подразделить на головные (височные серьги, бляхи, платочные цепи), наручные (кольца, браслеты), нагрудные (ожерелья, мониста, амулетницы, подвески, застежки пряжки, пуговицы), поясные (пояса, пряжки). Дагестанское клинковое оружие по праву считалось лучшим как по боевым качествам, так и по великолепной отделке. Местные оружейники снабжали им не только Страну гор, но и весь Северный Кавказ. Впрочем, и за его пределами об искусстве наших мастеров знали не понаслышке.Изготовлением холодного оружия занимались по всему Дагестану, практически в каждом селе были свои мастера-оружейники, а в некоторых селах этот промысел стал основным занятием всех жителей. Среди наиболее известных оружейных центров можно выделить Амузги, Кубачи, Гоцатль, Кази-Кумух, Унцукуль и Казанище. Высокий спрос был и на казанищенские клинки, особенно работы Базалая. Под этим именем работала целая династия оружейников, но лучшими были ее основатель, выходец из Согратля, Уллу Базалай и его внук. Посмотреть, потрогать, а так же приобрести эти изделия вы можете в магазинах Махачкалы и Дербента Этнорум!!!

Район